Previous Entry Share Next Entry
Старое желенодорожное депо в Котельниково. Точнее то что от него осталось или как мы чтим историю.
is_kand
   В  1900 -1905 годах были  заложены  два земляных вала -  один на восточной,  другой на западной стороне железной  дороги. Эти  большие  рвы  были  предназначены  для  прохода  сточных  вод  в  момент  ливневых  дождей,  а  также  служили  границей  территории  железной  дороги. На  западной  стороне  канава (вал)  проходила  в  степи.  Теперь  это  улица  им.  Гришина.  По  ней  вода  шла  под  железнодорожными  путями  в  районе  кирпичного  завода.  Территория,  расположенная  на  запад от железной  дороги,  до революции не заселялась.  Строительство железнодорожных домов,  сначала деревянных,  а потом кирпичных  (сейчас  улицы   Железнодорожная,  Баранова,   Серафимовича, Липова), началось в 1898г.  Шло оно медленно, причем в этих домах квартирами обеспечивались начальственные лица и наиболее квалифицированные рабочие, коими являлись машинисты. Дома строились  трехквартирные  и  одноквартирные.                                                                                                           В 1890  году  было  закончено   строительство кирпичного паровозного депо - железнодорожных  мастерских,  а деревянное  строение  приспособили под вагонный цех. Вскоре  оно сгорело, пожар случился от фонаря  (цеха  освещались   фонарями)   в  ночную  смену.   Новое  депо было построено веерным с 30 канавами,  на  30 – й   канаве оборудовали центральную котельную.
       
Вид на депо со сторны улицы Липова



На подходе к депо

Подвал около железнодорожной больницы

Часть оставшегося корпуса


Вид цеха внцтри

Цех снаружи


Бывший ремонтный цех


Бывший ремонтный цех

Остатки канавы в ремонтном цеху

Цех внутри

Общий вид цеха


Цех внутри

Остатки окон

Цех внутри

Вид и на цех и развороченные пути

Вид на остатки полукруглого цеха

Вид из развалин

Цех внутри

Цех внутри

Вид на цех снаружи


Вид на цех снаружи

Котельная с другой стороны
  Сливная  труба,  идущая  от  железнодорожных  мастерских (паровозного  депо,  завода  « Сельхозмаш»)  была  построена  в  1899  -  1900  годах.  Труба  была  бетонная,  диаметром  70  см  вверху,  к  низу -  шире.  Она  была  на  глубине  3  метров,  но  шла   с  наклоном  до  5  метров.  Путь  трубы  был  плавным,  без  колен  и  заворотов.  На  всю  длину  трубы  до  реки  Аксай  было  42  колодца, -  через  каждые  40  метров  люк.  От  каждого  колодца  труба  шла  с  наклоном.  Из  каждой  канавы  депо  грязь  и  эмульсия  сливалась  в  центральную  трубу -  колодец. Еще  3  колодца  стояли  во  дворе  депо. Труба  начиналась  от  литейного  цеха,  шла  мимо  кузни  и  проходила  все  цеха. Затем  проходила  под  железнодорожным  полотном.  Пересекала  улицы:  Железнодорожную,  Баранова,  Октябрьскую  и  кончалась  на  берегу  Аксая  в  районе  улицы  Кравченко.  Конечно,  в  те  времена  труба  не  пересекала  эти  улицы (их  просто  не  было),  а  шла  по  степи.  На  берегу  стояли  емкости -  уловители,  метра  на  три  и  глубиной  в  3,5  метра.
  В  нее  набиралась  грязная  вода,  а  мазут  оседал  на  дно.  Рабочие  выбирали  осевший  мазут  из  емкости  лопатами.  Вода  вытекала  в  речку  грязноватая,  но  без  мазута.  Строили  в  царские  времена  основательно,  на  века.  Чистили  трубу  каждые  4 -  5  лет.  Это  была  очень  трудоемкая  работа,  только  для  добровольцев  за  деньги.  Внутри  трубы  воздух  тяжелый.  Рабочие  зажигали  бумагу  и  кидали  ее  вниз, -  если  она  не  вспыхивала,  то  лезли  в  трубу.  Абсолютная  темнота  -  работать  можно  только  согнувшись. Грязь,  осевшую  на  дно  трубы,  собирали  в  4-  метровую  лопату  -  скребок,  зачерпывали  и  тросом  подавали  наверх.  Затем  на  трос  цепляли  огромный  ком  пакли (на  диаметр  трубы)  и  тросом  протаскивали  от  одного  колодца  до  другого.  Грязь  подавали  наверх  и  слаживали  около  люка.  Раньше  люки  были  железные,  но  в  советское  время  их  заменили    цементными.  Грязь  около  люков  собирали  в  телегу  и  вывозили.  Таким  способом  чистили  трубу  и  в  советское  время.  В  50 – 60  годах  в  эту  трубу  врезали  сливную  трубу  городской  бани,  которая  шла  по  улице  Канавной (Баранова). Царская  сливная  труба  служила  людям  до  самого  развала  завода  « Сельхозмаш».

Коллектор для отходов

Общий вид

Подвал около железнодорожной больницы


?

Log in